Психолог в детском саду №60

Диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной  сферы детей дошкольного возраста 

 

 

Диагностический инструментарий

Направление исследования

Разделы психологического заключения

Возрастная валидность

Вкладные разноцветные стаканчики, пирамидки.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Координация движений руки ребенка

  • Представления о величине, цвете

  • Умение сравнивать с учетом указанных признаков

  • Адекватность и рациональность способа действий

  • Самоконтроль в процессе работы

  • Наличие и стойкость интересов

  • Умение использовать помощь

 

Характер деятельности

Моторная ловкость

Интеллектуальное развитие

Обучаемость

С 1,5 – 2-летнего возраста

Раскладывание палочек соответственно заданному образцу.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Пространственная ориентация

  • Наличие и стойкость интересов

  • Адекватность и рациональность способа действий

  • Умение использовать помощь

 

Характер деятельности

Моторная ловкость

Интеллектуальное развитие

Познавательная активность

Обучаемость

Моторная ловкость

С 4 лет

Методика «Почтовый ящик».

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Сформированность восприятия формы

  • Способность производить анализ расположения фигур в пространстве

  • Способы выполнения задания

  • Умение использовать помощь

 

Характер деятельности

Моторная ловкость

Интеллектуальное развитие

Обучаемость

С 2-летнего возраста

Диагностический инструментарий

Направление исследования

Разделы психологического заключения

Возрастная валидность

Методики для исследования восприятия цвета, формы, величины.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов

  • Умение выделять признак формы, знание названий основных геометрических фигур

  • Сформированность представлений о величине

  • Умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты

   

Сформированность сенсорных эталонов

Внимание

Зрительное восприятие

Интеллектуальное развитие

 

С 2-летнего возраста

Методика «Доски Сегена»

Уровень развития:

  • наглядно-действенного мышления

  • зрительно-пространственной ориентировки

  • способности к осмыслению новых способов действия

  • сформированность действий идентификации и моделирования

  

Характер деятельности

Моторная ловкость

Интеллектуальное развитие

Конструктивная деятельность

От 2 до 6 – 7 лет

Диагностический инструментарий

Направление исследования

Разделы психологического заключения

Возрастная валидность

«Стандартные прогрессивные матрицы Дж.Равена»

  • цветной вариант

(тестовые материалы Забрамной С.Д.)

черно-белый вариант (серии А, В)

 

Уровень развития невербальной составляющей интеллекта

Сформированность:

  • внимания

  • перцепции и мышления (наглядно-образная составляющая)

  • операций дополнения до целого

  • установления тождества

  • мыслительных операций по принципу простых и сложных аналогий

  • анализ навыков обучения

 

 

Работоспособность

Конструктивная деятельность

Интеллектуальное развитие

С 5-летнего возраста

Методика Выготского-Сахарова модифицированный вариант

  • тестовые материалы Семаго М.М.

 

  • Уровень развития абстрактных обобщений и их классификацию

  • Переключение и распределение внимания

  • Гностическая деятельность

  

 

Интеллектуальное развитие

 

От 3 до 7 лет

Диагностический инструментарий

Направление исследования

Разделы психологического заключения

Возрастная валидность

Методика «Разрезные фигуры»

  • тестовые материалы Семаго М.М.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Возможность перцептивного моделирования

  • Возможность синтеза на предметном уровне

  • Особенности внимания

  • Особенности конструктивного анализа и синтеза

  • Сформированность представления о пространственных отношениях

  • Гностические характеристики

 

 

Интеллектуальное развитие

Конструктивная деятельность

 

От 3-х до 7 – 8 лет

Методики для исследования мнестической деятельности:

«10 слов» по А.Р.Лурия

«запоминание двух групп слов»

опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву

методики для исследования зрительной памяти

  • тестовые материалы Семаго М.М.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

Уровень развития:

  • слухо-речевой памяти

  • зрительной памяти

  • различные характеристики мышления

 

 

 

 

 

 

 

Мнестическая деятельность

Внимание

Интеллектуальное развитие

 

 

 

 

От 7 лет

От 4,5 лет

 

От 4,5 до 8 лет

Диагностический инструментарий

Направление исследования

Разделы психологического заключения

Возрастная валидность

Методики:

«Исключение предметов»

«Исключение понятий»

«Парные аналогии»

«Простые и сложные аналогии»

«Сюжетные картинки»»

«Последовательные картинки»

Метафоры, поговорки, рассказы

  • тестовые материалы Семаго М.М.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

 

  • Уровень процессов обобщения и отвлечения

  • Способность выделить существенные признаки предметов или явлений

  • Особенности мышления

  • Способность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей

  • Уровень понятийного развития

 

 

 

 

Работоспособность

Интеллектуальное развитие

Внимание

Гнозис

Невербальное и вербально-логическое мышление

Эмоционально-личностные особенности

Временные представления

От 3,5 – 4-летнего возраста (невербальные материалы)

От 6 – 7-летнего возраста (материалы, представленные в вербальном плане)

Особенности зрительного гнозиса:

восприятие и узнавание предметов, обозначение их словом;

дорисовывание до целого;

фигуры Поппельрейтера (наложенные, перечеркнутые изображения);

химерные изображения

  • тестовые материалы Семаго М.М.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

 

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие

 

С 3,5 – 4- летнего возраста

Буквенный гнозис – владеющим началами письма и чтения

Диагностический инструментарий

Направление исследования

Разделы психологического заключения

Возрастная валидность

Особенности пространственного гнозиса:

  • тестовые материалы Семаго М.М.

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Уровень развития пространственного восприятия

  • Сохранность схемы тела

  • Понимание правого и левого в пространственных ощущениях

  • Ориентировка в пространстве

Пространственные и квазипространственные (лингвистические) представления

От 2,5 до 7-8 лет

Методика «Найди отличия»

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Концентрация внимания

  • Зрительная память

  • Устойчивость, переключаемость, распределение и объем внимания

Внимание

С 4-5 до 7-8 лет

Методика «Нелепицы»

  • тестовые материалы Забрамной С.Д.

  • Понимание нелепости изображения

  • Запас общих сведений об окружающем

  • Характер эмоциональных проявлений

  • Наличие чувства юмора

Интеллектуальное развитие

Осведомленность

Кругозор

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»