Психолог в детском саду №60

Итоговая психологическая диагностика

 

 

Готовность к школе

Итоговое обследование проводится в конце пребывания ребенка в детском образовательном учреждении. 

Цель такого обследования

  • Выявление особенностей и уровня развития ребенка. 

  • Определение уровня готовности к школе с целью выбора адекватного вида и формы обучения. 

Задачи

  • Выявление жалоб и трудностей, связанных с обучением и воспитанием ребенка, констатируемых родителями и педагогами.

  • Собственно психологическое обследование.

  • Полный анализ полученных результатов.

  • Составление прогноза дальнейшего развития и обучения.

  • Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка в образовательном пространстве. 

  • Используется батарея методик из диагностического комплекта

«Определение уровня готовности к школе». Автор Ясюкова Л.Я.

 

Методологическое обоснование исследования 

Итоговая диагностика проводится с целью определить состояние ребенка «на выходе», в конце его пребывания в детском образовательном учреждении.

Готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка. Конечным итогом такой диагностики становится психологический диагноз, который позволит классифицировать актуальное состояние ребенка и обеспечит надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, даст возможность определить адекватные для ребенка вид и форму обучения.

Используемые нами методы и экспериментальные методики позволяют выявить сформированность таких качеств психической деятельности как: 

 

Кратковременная слуховая и зрительная память.

Зрительно-моторная координация.

Внимание и сформированность произвольной регуляции.

Речевое развитие.

Визуальное мышление.

Понятийное мышление (речевое, интуитивное, образное, логическое).

Абстрактное мышление.

Тревожность, настроение, энергия.

Эмоциональные установки в отношении школы и дома.

Эмоционально-личностные особенности. 

 

В рамках диагностического обследования дополнительно оценивается сформированность базовых составляющих психического развития ребенка:

сформированность произвольной регуляции психической активности;

сформированность пространственных и пространственно-временных представлений;

сформированность уровней аффективной регуляции.

Диагностика проводится индивидуально, в равных для всех условиях – в кабинете психолога группы, в первой половине дня, с учетом режимных моментов детского дошкольного учреждения.

 

Ход обследования

В исследовании используются следующие методы:

  • наблюдение – определяются критерии наблюдения, по которым составляется его план;

  • биографический – собирается психологический анамнез, т.е. анализируется история развития ребенка, проводится опрос близких родственников; изучаются продукты деятельности семьи: фотографии, рисунки, поделки ребенка;

  • полустандартизированная беседа с родителями, логопедом и воспитателями – имеющая заранее поставленные цели и разработанные вопросы.

Применяется единый комплект психологических методик.

Совместная работа с ребенком начинается с психодиагностической беседы, цель которой:

  • выявление общей осведомленности;

  • определение уровня школьной мотивации.  

Во время беседы и по ходу выполнения заданий ведется наблюдение за испытуемыми по заранее составленному плану. Отмечаются такие критерии как: особенности выполнения задания, поведение во время диагностики, коммуникативный контакт, эмоциональные и вегетативные реакции и т.д.

Далее ребенку предлагаются задания из диагностического комплекта.

Длительность обследования составляет от 1 часа до 1 часа 40 минут в зависимости от темпа деятельности ребенка. Если у ребенка снижены работоспособность, темповые характеристики и общий уровень психической активности, то работа проводится в два приема (каждый от 30 до 40 минут). 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»