Психолог в детском саду №60

 

Непослушные дети

В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим бунтарём и перестал слушаться. Одно дело, когда его неправильно воспитали и имеются проблемы с социализацией. Однако туг совсем другое - назрел личностный кризис, с которым самостоятельно справиться уже невозможно, и он вьmлёскивается наружу. Взрослым нужно понять, в чём он заключается, и помочь разрешить его.

Почему ребёнок не слvшается?

Если ребёнок не слушается и ведёт себя не так, как раньше, не спешите наказывать. Необходимо выяснить причину такого неожиданного поведения. И поверьте: дело, скорее всего, вовсе не в вашей системе воспитания, потому что тогда подобные вспышки неповиновения и упрямства носили бы постоянный характер. Если это единичный случай, он свидетельствует о каком-то переломном моменте в становлении детской личности, который нужно разрешить с минимальными потерями.
Наиболее типич-ные причины, по которым дети не слушаются родителей, сводятся к следующему:

  • Возрастной кризис (3, 7, 10, 13 - 14 лет).                                                                       
  • Обида (несправедливо наказалu, не замети, сказали лишнего).
  • Плохое настроение, неважное самочувствие. болезнь.
  • Межличностный конфликт с любым человеком из окружения.
  • Нecoomвemcmвue желаемого и действительности.
  • Неприятие поведения и убеждений кого-то из взрослых.
  • Случайиости: задание не получается, что-то потерял и т.д.
  • Нехватка любви, внимания, заботы со стороны взрослых.

Нужно понимать, что это только самые распространённые причины. Не забывайте, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому у него могут быть свои мотивы, выходящие за рамки типичного. Первый шаг на пути исправления неправильного поведения ребёнка -понять почему это происходит, и постараться устранить причину неожиданного и «внепланового» непослушания.

Проявления непослvшания

Иногда понять причины непослушания помогает анализ того, как происходит сам акт неподчинения. Психологи выделяют 5 наиболее типичных образцов.

Вариант 1. Опасное поведение

В этом случае ребёнок игнорирует родителей, когда они просят его быть осторожными и запрещают делать то, что может повлечь за собой опасные последствия. Малыши словно нарочно выбегают на проезжую часть, суют пальцы в розетку, хватают нож, тянутся к баночке с уксусом.

Причины: малыши провоцируют опасную ситуацию, чтобы увидеть, что за них переживают;

Что делать: в два года нельзя показывать малышу свой страх, достаточно просто обучить его сигнальным стоп-словам;

Вариант 2. Протест

Проявляется в том, что ребёнок не слушается вообще: отказьmается есть, ложиться спать, идти в садик / школу, помогать по дому. Трёхлетний малыш на требования и просьбы взрослых кричит, что не будет этого делать, швыряет вещи, отворачивается, закрьmает уши руками.  (Возраст: три года).

Причины: кризис 3 лет, когда малышу надо самоутвердиться и увидеть, что его мнение уважают;

Что делать: показать малышу, что вы считаетесь с ним ( спросите, какую кашу ему сегодня сварить, какую футболку он наденет в садик.

Вариант 3. Помеха

В какой-то момент ребёнок начинает не слушаться при посторонних. Дома он ведёт себя спокойно, выполняет просьбы и требования, соблюдает запреты. Но стоит кому-то прийти в гости или вам выйти на улицу, ситуация в корне меняется. Причём неподчинение выражается в том, что он постоянно мешает взрослым: вклинивается в разговор, лезет к маме на руки, шумит, требует поиграть с ним. Родителям часто бывает стыдно за такое поведение малыша, тем более, что они не понимают, почему он такой разный наедине с ними и на людях. (Возраст: три-пять лет).

Причины: недостаток внимания.
Что делать: проявлять по отношению к нему больше любви и заботы.

Вариант 4. Игнорирование

Такой тип непослушания родителей переживают тяжелее остальных. В ответ на все просьбы и требования они слышат одно - молчание.

Причина: нутрисемейные конфликты (реакция на появление в доме нового чловека - отчима или мачехи.

Что делать: в данной ситуации уместно проявить строгость, но при этом приготовьтесь понять ребенка.  

Вариант 5. Истерики

Одно из самых ярких проявлений неподчинения - когда ребёнок не слушается и психует, в категорическом тоне требует своё, закатывает истерики (валяется по полу, топочет ногами, кричит изо всех сил). Такое обычно случается, когда он не получает желаемого. Причём одно дело - когда причина в избалованности (в таких ситуациях он истерит постоянно) и нужно в корне менять систему воспитания. И совершенно по­другому нужно отнестись к единичному бунту, если до этого такого не случалось. (Возраст: 2-3 года).

Причина чаще всего случайная, основанная на проблемной для несформировавшейся нервной системы ситуации: не выспался; заставили есть утром нелюбимую кашу; незаслуженно поругали; заболел; потерялась игрушка.
Что делать: успокоить, отвлечь, сконцентрировать внимание ребёнка на чём-то другом.
Обязательно обращайте внимание на то, как именно ребёнок вас не слушается. Типичные образцы поведения в таких ситуациях помогут понять, что с ним не так, и вместе разрешить проблему.

Что делать, если ребёнок не слушается

Главное - правильно сформулировать задачу: не заставить ребёнка слушаться родителей, а научить, иначе такое целеполагание обречено на провал. Фриц Перлз - выдающийся немецкий психотерапевт - постоянно приводил в пример отношения родителей и детей, когда первые брали на себя роль «собаки сверху», а вторые - «собаки снизу». Первые хотят быть для вторых властью, авторитетом, их способы воздействия - приказы, наказание, угрозы, давление. У ребёнка другое оружие - лесть, шантаж, ложь, слёзы, манипуляции, саботаж. И в конфликтной ситуации в 90% случаев побеждает «собака снизу». В связи с этим Фриц Перлз давал родителям дельный совет: если они хотят, чтобы ребёнок их слушался, нужно перестать заставлять его это делать, командовать, поучать, стыдить.

Основные техники и методы

Соблюдать режим дня. Если с маленького  возраста приучить его вставать и ложиться спать, есть, гулять в одно и то же время, в дальнейшем можно избежать ситуаций, когда он будет отказьmаться это делать. Просто это будет обусловлено привычкой его организма.

Домашние обязанности. Часто акты неповиновения  связаны именно с отказом убирать свои вещи, содержать свою комнату в порядке, помогать по дому. Здесь придёт на помощь техника Л. С. Выготского «Конкретная работа по дому, к которой вы хотите приучить ребёнка, сначала вьmолняется им совместно с родителями. Несколько раз он должен вьшолнить это в одиночку, но под присмотром взрослых. Затем самостоятельное выполнение нужного действия (причём регулярно!)».

Игровая / соревновательная деятельность. Хотите научить ребёнка слушаться с первого раза? Нет ничего проще! Любую свою просьбу облекайте в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает и срабатывает на 100%. Приказной тон («Садись и ешь немедленно суп!») лучше заменить на шутливо-игривый («Спорим, папа съест быстрее тебя?»).

Зона запретов.  Чтобы научить ребёнка, как вести себя со взрослыми и слушаться, Ю. Б. Гиппенрейтер (известный психолог) предлагает родителям нарисовать 4 цветовых сектора и прописать в них запреты:

  • Зелёный сектор - что разрешено на все 100% без всяких ограничений (например, помогать по дому).
  • Жёлтый - что разрешается с ограничениями (гулять только в определённое время).
  • Оранжевый - разрешается в исключительных случаях (ложиться спать чуrь позднее - в праздники).
  • Красный - нельзя ни при каких условиях (кричать, требовать, не слушаться).

Беседы. Это универсальный способ, который подходит для любого возраста.  Чем раньше объяснить ребёнку, что нужно слушаться родителей, тем быстрее он усвоит это правило. С двухлетнего возраста проговаривайте с малышом эту простую истину, чтобы она осталась в его голове.

Способы наказания. Случается, что акт неповиновения отличается недопустимой агрессией и не продиктован никакими лоrиqескими причинами (ему просто захотелось так поступить, ослушаться, сделать по-своему из вредности). В таких случаях возникает вопрос, как наказать ребёнка, чтобы указать ему, что он поступил неправильно. В этом случае помогут следующие советы.

  • Лuшeнue привилегий: например, ограничение или полный запрет гаджетов.
    Исправление сделанного: разбросал игрушки- пусть сам собирает.
  • Извинение: учите ребёнка просить прощения. Причём не только за то, что он кого-то обидел, а даже за то, что он вас не послушался.
  • Обретение негативного опыта: разрешите ему сделать то, что он хочет, если точно знаете, что будет отрицательный результат. Так он поймёт, что слушаться взрослых всё-таки полезно.
  • Общественно полезная работа: не слушается - пусть моет посуду или пылесосит, даже если это в его обязанности не входит.

Родители должны понять одну прописную истину: если хороший, неконфликтный, спокойный ребёнок вдруг перестал слушаться, этому всегда есть причины. Это не характер и не воспитание, которые проявляются в актах неповиновения постоянно. Это какой-то единичный фактор, личностный кризис, возрастная особенность. Их надо выявить и проработать, чтобы подобные инциденты возникали как можно реже и не портили взаимоотношения в семье.

 

Дата последнего обновления страницы 15.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения