Диагностический инструментарий |
Направление исследования |
Разделы психологического заключения |
Возрастная валидность |
Вкладные разноцветные стаканчики, пирамидки.
|
-
Координация движений руки ребенка
-
Представления о величине, цвете
-
Умение сравнивать с учетом указанных признаков
-
Адекватность и рациональность способа действий
-
Самоконтроль в процессе работы
-
Наличие и стойкость интересов
-
Умение использовать помощь
|
Характер деятельности
Моторная ловкость
Интеллектуальное развитие
Обучаемость |
С 1,5 – 2-летнего возраста |
Раскладывание палочек соответственно заданному образцу.
|
-
Пространственная ориентация
-
Наличие и стойкость интересов
-
Адекватность и рациональность способа действий
-
Умение использовать помощь
|
Характер деятельности
Моторная ловкость
Интеллектуальное развитие
Познавательная активность
Обучаемость
Моторная ловкость |
С 4 лет |
Методика «Почтовый ящик».
|
-
Сформированность восприятия формы
-
Способность производить анализ расположения фигур в пространстве
-
Способы выполнения задания
-
Умение использовать помощь
|
Характер деятельности
Моторная ловкость
Интеллектуальное развитие
Обучаемость |
С 2-летнего возраста |
Диагностический инструментарий |
Направление исследования |
Разделы психологического заключения |
Возрастная валидность |
Методики для исследования восприятия цвета, формы, величины.
|
-
Способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов
-
Умение выделять признак формы, знание названий основных геометрических фигур
-
Сформированность представлений о величине
-
Умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты
|
Сформированность сенсорных эталонов
Внимание
Зрительное восприятие
Интеллектуальное развитие
|
С 2-летнего возраста |
Методика «Доски Сегена» |
Уровень развития:
-
наглядно-действенного мышления
-
зрительно-пространственной ориентировки
-
способности к осмыслению новых способов действия
-
сформированность действий идентификации и моделирования
|
Характер деятельности
Моторная ловкость
Интеллектуальное развитие
Конструктивная деятельность |
От 2 до 6 – 7 лет |
Диагностический инструментарий |
Направление исследования |
Разделы психологического заключения |
Возрастная валидность |
«Стандартные прогрессивные матрицы Дж.Равена»
(тестовые материалы Забрамной С.Д.)
черно-белый вариант (серии А, В)
|
Уровень развития невербальной составляющей интеллекта
Сформированность:
-
внимания
-
перцепции и мышления (наглядно-образная составляющая)
-
операций дополнения до целого
-
установления тождества
-
мыслительных операций по принципу простых и сложных аналогий
-
анализ навыков обучения
|
Работоспособность
Конструктивная деятельность
Интеллектуальное развитие |
С 5-летнего возраста |
Методика Выготского-Сахарова модифицированный вариант
|
-
Уровень развития абстрактных обобщений и их классификацию
-
Переключение и распределение внимания
-
Гностическая деятельность
|
Интеллектуальное развитие
|
От 3 до 7 лет |
Диагностический инструментарий |
Направление исследования |
Разделы психологического заключения |
Возрастная валидность |
Методика «Разрезные фигуры»
|
-
Возможность перцептивного моделирования
-
Возможность синтеза на предметном уровне
-
Особенности внимания
-
Особенности конструктивного анализа и синтеза
-
Сформированность представления о пространственных отношениях
-
Гностические характеристики
|
Интеллектуальное развитие
Конструктивная деятельность
|
От 3-х до 7 – 8 лет |
Методики для исследования мнестической деятельности:
«10 слов» по А.Р.Лурия
«запоминание двух групп слов»
опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву
методики для исследования зрительной памяти
|
Уровень развития:
|
Мнестическая деятельность
Внимание
Интеллектуальное развитие |
От 7 лет
От 4,5 лет
От 4,5 до 8 лет |
Диагностический инструментарий |
Направление исследования |
Разделы психологического заключения |
Возрастная валидность |
Методики:
«Исключение предметов»
«Исключение понятий»
«Парные аналогии»
«Простые и сложные аналогии»
«Сюжетные картинки»»
«Последовательные картинки»
Метафоры, поговорки, рассказы
|
-
Уровень процессов обобщения и отвлечения
-
Способность выделить существенные признаки предметов или явлений
-
Особенности мышления
-
Способность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей
-
Уровень понятийного развития
|
Работоспособность
Интеллектуальное развитие
Внимание
Гнозис
Невербальное и вербально-логическое мышление
Эмоционально-личностные особенности
Временные представления |
От 3,5 – 4-летнего возраста (невербальные материалы)
От 6 – 7-летнего возраста (материалы, представленные в вербальном плане) |
Особенности зрительного гнозиса:
восприятие и узнавание предметов, обозначение их словом;
дорисовывание до целого;
фигуры Поппельрейтера (наложенные, перечеркнутые изображения);
химерные изображения
|
Развитие зрительного восприятия |
Зрительное восприятие
|
С 3,5 – 4- летнего возраста
Буквенный гнозис – владеющим началами письма и чтения |
Диагностический инструментарий |
Направление исследования |
Разделы психологического заключения |
Возрастная валидность |
Особенности пространственного гнозиса:
|
|
Пространственные и квазипространственные (лингвистические) представления |
От 2,5 до 7-8 лет |
Методика «Найди отличия»
|
|
Внимание |
С 4-5 до 7-8 лет |
Методика «Нелепицы»
|
-
Понимание нелепости изображения
-
Запас общих сведений об окружающем
-
Характер эмоциональных проявлений
-
Наличие чувства юмора |
Интеллектуальное развитие
Осведомленность
Кругозор |
|