Готовность к школе
Итоговое обследование проводится в конце пребывания ребенка в детском образовательном учреждении.
Цель такого обследования
Задачи
-
Выявление жалоб и трудностей, связанных с обучением и воспитанием ребенка, констатируемых родителями и педагогами.
-
Собственно психологическое обследование.
-
Полный анализ полученных результатов.
-
Составление прогноза дальнейшего развития и обучения.
-
Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка в образовательном пространстве.
-
Используется батарея методик из диагностического комплекта
«Определение уровня готовности к школе». Автор Ясюкова Л.Я.
Методологическое обоснование исследования
Итоговая диагностика проводится с целью определить состояние ребенка «на выходе», в конце его пребывания в детском образовательном учреждении.
Готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка. Конечным итогом такой диагностики становится психологический диагноз, который позволит классифицировать актуальное состояние ребенка и обеспечит надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, даст возможность определить адекватные для ребенка вид и форму обучения.
Используемые нами методы и экспериментальные методики позволяют выявить сформированность таких качеств психической деятельности как:
Кратковременная слуховая и зрительная память.
Зрительно-моторная координация.
Внимание и сформированность произвольной регуляции.
Речевое развитие.
Визуальное мышление. |
Понятийное мышление (речевое, интуитивное, образное, логическое).
Абстрактное мышление.
Тревожность, настроение, энергия.
Эмоциональные установки в отношении школы и дома.
Эмоционально-личностные особенности. |
В рамках диагностического обследования дополнительно оценивается сформированность базовых составляющих психического развития ребенка:
сформированность произвольной регуляции психической активности;
сформированность пространственных и пространственно-временных представлений;
сформированность уровней аффективной регуляции.
Диагностика проводится индивидуально, в равных для всех условиях – в кабинете психолога группы, в первой половине дня, с учетом режимных моментов детского дошкольного учреждения.
Ход обследования
В исследовании используются следующие методы:
-
наблюдение – определяются критерии наблюдения, по которым составляется его план;
-
биографический – собирается психологический анамнез, т.е. анализируется история развития ребенка, проводится опрос близких родственников; изучаются продукты деятельности семьи: фотографии, рисунки, поделки ребенка;
-
полустандартизированная беседа с родителями, логопедом и воспитателями – имеющая заранее поставленные цели и разработанные вопросы.
Применяется единый комплект психологических методик.
Совместная работа с ребенком начинается с психодиагностической беседы, цель которой:
Во время беседы и по ходу выполнения заданий ведется наблюдение за испытуемыми по заранее составленному плану. Отмечаются такие критерии как: особенности выполнения задания, поведение во время диагностики, коммуникативный контакт, эмоциональные и вегетативные реакции и т.д.
Далее ребенку предлагаются задания из диагностического комплекта.
Длительность обследования составляет от 1 часа до 1 часа 40 минут в зависимости от темпа деятельности ребенка. Если у ребенка снижены работоспособность, темповые характеристики и общий уровень психической активности, то работа проводится в два приема (каждый от 30 до 40 минут).