Психолог в детском саду №60

 

Ментальные карты - что это такое и для чего они нужны?

 

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.
Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета. Обучение, подача информации на уроке, лекции, занятии происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию, кто-то использует преимущественно аудиальный канал восприятия, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т.п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации.

Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен английский психолог, автор и соавтор более 100 книг.
Это методика составления ментальных карт (Mind Mapping).
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Ментальные карты можно использовать, делая заметки во время лекций или когда надо посмотреть на проблему с разных сторон,   сравнить информацию, внедрить новую идею… Ментальные карты – это очень интересный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Ментальные карты подходят как для детей, так и для взрослых.

 

Общие правила создания ментальных карт:

В центре располагается образ всей проблемы /задачи/.

От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви.

Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.

Лучше использовать крупные печатные буквы.

Экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объем, шрифт, стрелки, значки.

Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт — чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать. 

 

Пример ментальной карты для детей

Знакомить детей с методом создания ментальных карт лучше начиная с простых понятий, известных ребенку.

Это хороший способ обучения понятийному мышлению: закрепление обобщающих понятий, лежащих в основе всех знаний.

 

 

Например, попробуйте с помощью карты, созданной вместе с ребенком, изучать времена года. Картинки могут быть вырезаны из старых журналов и наклеены на простой лист размером А4 (расположение листа - горизонтальное! - это рекомендация и правило создания ментальных карт).

Дата последнего обновления страницы 25.08.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения